Медиа
|
«Европа-Экспресс» 21 Апреля 2008, номер 17 (529) Интервью с музыкантом, композитором и режиссером Александром Левшиным
09.07.2011
Екатерина БАКАЕВА
Страна моих грез
Интервью с музыкантом, композитором и режиссером Александром Левшиным
Александр Левшин - человек искусства, причем сразу в нескольких его проявлениях. Являясь одновременно музыкантом, композитором, режиссером, Александр Леонидович вот уже 28 лет продолжает свой путь в мире музыки в качестве бессменного участника группы «Рецитал», основанной Аллой Пугачевой. Несмотря на достаточно плотный рабочий график, заслуженный артист РФ любезно согласился уделить нам несколько минут и поделиться с читателями нашей газеты мыслями о жизни, музыке и своем творчестве. - Александр, свой творческий путь вы начинали как рок-музыкант. Затем был режиссерский факультет ГИТИСа. Скажите, что повлияло на выбор профессии режиссера? - Несколько мотивов. Но, наверное, главным было любопытство, но не простое, а особенное. В бурлящей душе молодого человека был главный вопрос: а что там внутри? как всё это там устроено и что это значит для меня?.. И все эти вопросы касались всего мироздания, которое валилось на меня, как неучтенная снежная баба. Режиссура - это как раз и есть некое исследование душевных порывов. А пришел к этому ощущению по методу «тыка». Вот когда младенец хочет есть, он ищет грудь мамы и ни с чем ее не перепутает. Это либо должно присниться, либо прийти с чем-то. Но точно знаю и понимаю: профессия режиссера дает некие ключи-отмычки к пониманию и проецированию важных мелочей. Ведь чаще всего самые важные, судьбоносные вехи жизни можно разгадать, опираясь на мелочи, незначительные эпизоды, из которых и соткана сама жизнь. А постановка любой драматургии осуществляется практически в виртуальном режиме, что дает шанс это увидеть, пережить и сохранить себя. В жизни ты сапер, а в спектакле ты образ. Поэтому режиссер в каком-то смысле волшебник, которому за это ничего не бывает... - На какой музыке вы выросли? - Я с детства, как себя помню, к музыке был неравнодушен. Она для меня - некий эзотерический язык, который работает по принципу построения диаграммы эмоций и чувств. За долгие годы создалась моя внутренняя библиотека, моя система координат понимания мира посредством знания этого языка. Из примеров: Led Zeppelin, Beatles, Pink Floyd - романтический, немного мистический рок. Конечно же, добавлю Синатру, Азнавура и всех тех, кто метит пространство настоящими шедеврами искусства. В кино это фэнтэзи, добрые сказки - они тоже рисуют сюжеты, помогающие жить. - С чего начался ваш путь в музыке? - С первых прослушиваний записей. Мое детство протекало в СССР - была страна такая. Там «фирменной» музыки не было. Была программа «Время», потом один фильм (например, про Щорса) и всякие «бабасеньки». И в этой радужной атмосфере, урывками, происходили тайные прослушивания пластинок. С бутылкой портвейна под радиолой «Ригонда» были прослушаны кипы альбомов. Они и перевернули мой мир, который вдруг намагнитился каким-то смыслом, и зажегся Свет. Потом научился играть на гитаре (альтернативы выбора инструмента не было), пошел играть в рок-группу «Авангард» в городе Мытищи, стал любимцем девушек. Тогда и понял, для кого играет музыкант... В дальнейшем было много интересного. «Зажигал» по полной с большим и азартным чувством удовлетворения. Играл на танцах, «сейшенах», гастрольных турах. - Вы артист, и большая часть вашей жизни прошла на сцене. Всё ли сбылось, о чем мечталось? Или есть что-то еще, что вам хотелось бы реализовать? - Сцена - это некое возвышение, подиум для каких-либо высказываний. Если есть что сказать, говори. Если не готов - копи, осмысляй. Это важный закон для всех говорящих, поющих, танцующих и т. д. Лично я, конечно, не наговорился, и у меня еще есть что сказать. Сегодня рулю проектом, который называется «Группа „Рецитал"». Это живой концерт, весьма интересный, творчески наполненный. Еще работаю на студии, создаю шедевры свои и, естественно, помогаю другим гениям. - Как вы попали в «Рецитал»? - Был день, и был вечер. Вечером я должен был выступать в Лужниках с сольным отделением совместно с Ириной Понаровской в составе ансамбля «Коробейники». А с утра пошел на студию «Мелодия» записывать гитары там разные для песен на пластинку «Как тревожен этот путь» Аллы Пугачевой. Потом зашла она в аппаратную и... предложила мне поехать попить чайку у нее дома. Я забыл про концерт напрочь и поехал к ней домой. И вот уже 28-й год пью этот самый чаек: в 1980-м Алла сменила группу «Ритм» из Харькова на новых музыкантов, которых набрала для своей очередной концертной программы «Монологи певицы». История группы «Рецитал» - это большая история с интересными именами, многих народ знает. - В 2001 г. вы стали лауреатом премии ТЭФИ в номинации «Музыка на телевидении». Расскажите, пожалуйста, подробней об этом. - В 2001-м по идее талантливого человека и президента РЕН ТВ Ирены Лесневской возник проект - международный фестиваль «И все поют стихи Булата...». Проходил первый фестиваль на всей улице Арбат и в театре им. Вахтангова. Художественным руководителем фестиваля был Владимир Давыденко, генеральный музыкальный продюсер канала РЕН ТВ. Ваш покорный слуга был назначен режиссером-постановщиком. Эфир был такой: в полном варианте - по РЕН ТВ и один час - по ОРТ. Успех был ошеломляющий. Много приехало достойных артистов и деятелей искусств со всего мира. На фестивале присутствовала и вдова Окуджавы - Ольга. После этого Академия Российского телевидения и присудила нам ТЭФИ в номинации «Музыка на телевидении». А второй такой международный фестиваль прошел в Польше, в городе Кракове. История красивая и достойная. Самое потрясающее во всём этом - за пределами России любят и поют Булата. - Что вы думаете о современном российском шоу-бизнесе? - Мысли в большинстве своем прискорбны. Ну, во-первых, некая кучка лиц завладела эфирами и научилась зарабатывать на этом всём. Картина вполне обычная для любого вида бизнеса. Правда, если это касается, ну, например, продажи вагонами сахара, оружия, противозачаточных средств. Встает на повестку главный вопрос: «А судьи кто?» Кто эти бравые и успешные? Они ведь формируют некий формат! И вот здесь можно поставить диагноз всему этому - глянцевый маразм. Во-вторых, мне кажется, нельзя ограничивать творческих людей в выборе своего места в искусстве. Невозможно объяснить этому индивидууму, почему надо сочинять очередную фигню в формате, предложенном каким-либо продюсером, вместо того чтобы выражать свою сущность и жить, как ему в младенчестве на ушко прошептал Господь. И это несоответствие сущего и данного суживает тоннель наших бросков ввысь, потому что жизнь весьма быстротечна и надо всё время торопиться, чтобы успеть дописать свою историю. - Каким был шоу-бизнес 20-30 лет назад? И был ли он вообще? - Прикол состоит в том, что всё крутится по кругу. И всё было, есть и, надеюсь, будет. Разница только в том, что не было «фанер» и зритель погружался в мгновение создания произведения в момент исполнения. А сегодня нам, купившим билет, предлагают представить в виде пантомимы «Как могло бы это быть, если бы...». Создание новой жизни - это искусство. А то, что сегодня активно насаждается, - какое-то искусственное зачатие. О вкусах, конечно, не спорят. Но когда ты одел лучшее платье, пригласил на концерт лучшего для тебя человека и хотел приятно провести этот вечер, то не хотелось бы видеть на сцене халтуру под «фанеру». - Кто, на ваш взгляд, из современных молодых исполнителей способен добиться успеха на российской сцене? Я имею в виду, настоящего успеха, как у Пугачевой, на долгие годы... - Для того чтобы остаться на сцене популярным надолго, необходимо заниматься не только одним ремеслом, например исполнением песен, танцев и т. д. Для этого еще нужно нести какую-то важную для людей идею, философию, иметь сильную харизму, увлекать... Совмещение искусства и важной, вложенной в него идеи или мысли и есть более высокий уровень, необходимый для людей. Надо стать нужным. Это и есть звездность. - Не возникало ли у вас желания заняться продюсированием какого-либо молодого таланта? Например, в последнее время стало модным продюсировать «Фабрику звезд»... - Продюсировать «фабрикантов» нужно, но это не кузница звезд, а раздача индульгенций молодым людям - не более. И серьезно говорить о профтехучилище на ТВ не хочется. Эта история - из области ликбеза, не более. А если у кого-то крыша на эту тему съезжает, то нужен психиатр. По моей шкале, подают надежду Земфира, Юра Шевчук, Костя Кинчев, Боря Гребенщиков, то есть некие правовестники, что ли. А среди молодых пока общая беда - им не во что верить. Поэтому ждем-с.
«Европа-Экспресс» 21 Апреля 2008, номер 17 (529)
Архив статей
|