Александр Левшин (часть 1): Однажды Пугачева пригласила меня на чай, и вот чай с ней пью уже 30 лет…
30.10.2011
Александр Левшин (часть 1): Однажды Пугачева пригласила меня на чай, и вот чай с ней пью уже 30 лет…
21 Октября 2011
Александр Леонидович Левшин родился 4 декабря 1953 года в Ленинграде. В школьные годы увлекся рок-музыкой и с 1970 по 1973 гг. выступал в составе группы "Авангард" в качестве гитариста и вокалиста. После армии в 1975 году устроился работать в "Россконцерт" в состав ВИА "Коробейники". В 1976 году на сочинском песенном фестивале занял первое место. С 1980 года выступал в группе "Рецитал" под руководством Аллы Пугачевой.
В 1982 году поступил в ГИТИС на режиссерский факультет и в 1986 году успешно его закончил. Параллельно с работой у Пугачевой, организовывал и проводил массу теле- и постановочных режиссерских работ. Создал студию звукозаписи «LAL-Studio», в которой записываются песни для популярных и только начинающих артистов. Написал книгу в жанре фэнтези, работает над книгой новелл. С 2009 года ведет авторскую радиопередачу "Три портрета" на радиостанции "Говорит Москва" 92 FM.
В 2001 году стал лауреатом премии "ТЭФИ" в номинации "Музыка на телевидение". В 2003 году был удостоен звания "Заслуженный артист Российской Федерации". В 2011 году стал лауреатом радиопремии "Москва Медиа" в номинации "Лучшая информационная программа о шоу-бизнесе".
- Александр, расскажите, как состоялось ваше знакомство с Аллой Борисовной? - Познакомился я с Пугачевой в 1980 году в Москве. Знакомство состоялось благодаря только что устроившемуся в ее коллектив клавишнику Александру Юдову. Он тогда делал для Пугачевой несколько аранжировок, а я ему в этом помогал, записывал партии на студии «Мелодии». Мы вместе придумывали рифы к песням «Дежурный ангел», «Я устала», «Как тревожен этот путь». Кстати, партитуру «Как тревожен этот путь» написал Дмитрий Атовмян, она у меня дома до сих пор лежит…
Я приехал на «Мелодию» и стал записывать гитарные партии песен. В конце смены в студию вошла роскошная женщина со..., как мне показалось, сверкающими глазами. Я просто утонул в этих глазах. А вечером того дня у меня был концерт (я тогда был руководителем ВИА «Коробейники»; мы работали по отделению с Ириной Понаровской). Я на столько сошел с катушек, увидев Аллу, что даже забыл про свой концерт. Ребята, конечно, справились без меня… Мне очень стыдно из-за этого до сих пор. Я просто перестал работать в «Коробейниках» и перешел в коллектив Аллы Пугачевой. Она в тот вечер пригласила меня на чай, и вот чай с ней пью уже 30 лет. 30 лет – это бешеный срок для одной короткой человеческой жизни. Вот так я вошел в эту историю.
- А какую песню вы первую записали? - А вот как раз перечисленные песни: «Лестницу», «Дежурный ангел», «Я устала», а еще «Я больше не ревную» я записал в один день за одну сессию. Мне давали песню, я ее слушал, сразу начинал играть, предлагал что-то свое. Мне говорили, где что должно быть «обязательным», а где можно и «от себя» сыграть.
- А правда, что «Лестница» вообще была написана Аллой Борисовной для Михаила Боярского. Именно он, якобы должен был исполнить ее в так и не снятом фильме «Рецитал»… - Вполне возможно. У Аллы было очень много наработок и набросок песен. Та же «Лестница» была написана намного раньше. Что касается фильма «Рецитал», там началась история с личностными взаимоотношениями с мужем. Поэтому фильм отодвинулся на задний план. Воплощена же песня «Лестница» в 1980 году. В ней чуть-чуть сыграл на гитаре Юра Шахназаров, остальное сыграл я. Мне кажется, она очень красиво получилась. И вообще песни, вошедшие в двойной альбом «Как тревожен этот путь» до сих пор нравятся. Первая часть альбома была записана на «Мелодии», а вторая часть – с концерта в Ленинграде на магнитофон. Качество, конечно, сразу слышно, но тогда техника была слабенькая…
- Кстати о технике. На программе «Достояние Республики», Алла Борисовна сказала, что песню «Айсберг» записывала в Кардиологическом центре. Расскажите об этом подробнее. - Это история очень интересная. Мы с Игорем Николаевым (он в то время жил у меня) ездили в кардиологический центр. Там мы записывали фонограммы нескольких песен, в частности «Айсберг», «Расскажите птицы», «Поздно». Там была просто техника хорошая, очень мощная, и Алле предоставили возможность там работать.
- И что эта техника была лучше, чем на «Мелодии»? - Да! А кроме техники, там собралась хорошая команда. Туда пришли очень хорошие звукорежиссеры Николай Галактионов и Егор Руденко. Вот с ними мы и работали. Пугачева приехала на запись «Айсберга» не в духе и грозно так спросила «Подо что петь?», мы ей включили фонограмму, которую записали. А она также грозно: «А где петь?» Ей говорят, что где хотите, можно даже в зале. Мы спустились в этот огромный зал для медицинских конференций. Она увидела трибуну, сказала: «Я за трибуной буду петь». Ей туда поставили микрофон, и она спела только один раз эту песню. Встала, вошла в образ и спела. После этого она сказала «Все! Я спела». И ушла. Мы были в шоке. Но у нее редчайшее качество – она очень чисто поет. Ей нужен всего один дубль, максимум два. Она на студии поет так же, как на концерте. У нее нет «деланности». Она абсолютно четко все интонирует. Это очень редкий дар.
-А еще где писались? - В те годы мы писались на «Мелодии» и в Кардиологическом центре, до этого – в Доме радио на бывшего Качалова. Там была шикарная Пятая студия на первом этаже…
- Работали над песнями вместе с Пугачевой? Как вообще песни рождались? - Огромным преимуществом в нашем коллективе было то, что мы вместе садились и начинали работать над песней. Ведь самое главное, чтобы Алле было удобно петь, чтобы она кайфофала, чтобы это отвечало ее внутренним потребностям. И нам надо было угадать это, нам надо было почувствовать это. Аккомпанемент мог быть совершенно любым. Не важно, в какой тональности, в каком ритме, в каком рисунке. Главное, чтобы создалась та атмосфера, в которой певице было удобно себя чувствовать. Самый большой смысл репетиций именно в этом.
Она нам говорила часто: «Ну сыграйте что-нибудь от «балды». Мы начинали что-то играть: одно, второе, третье. Она говорила: «Стоп! Это!» Тут же доставались какие-то листочки, делались пометки, она начинала что-то напевать. А мы играли дальше, предлагали: а здесь так, а здесь – так. Таких заготовок у нас бездна. Все, что рождается вследствие хорошего настроения и совместного «играния», иногда дает удивительный воздух для музыки, потому что сидеть рассчитывать аранжировку это одно, а когда вместе начинают играть, творить, сочинять, возникает какая-то энергия и атмосфера клевая. Многие песни у Аллы рождались именно на таких «посиделках»: «Любовь», «Так иди же сюда», «Непогода», «Звезда»… Мы просто садились и играли рифы, гармонии. И вдруг возникала какая-то история. И пошли, раз-раз-раз, зацепились! Вот это самое дорогое! «Звезда! Гори, гори, моя звезда!» Песня же была придумана не просто на стихотворение… Стихотворение – это сюжет. Музыка же дала «фишку». Потому что если нет фишки, нет песни.
- А есть нелюбимая песня? Может не нравятся музыка или слова, а может просто тяжела в техническом исполнении? - В техническом исполнении - все равно! У меня есть песня, которая мне портит настроение. Это – «Мэри». Она меня раздражает. Дело в том, что во время записи на студии Виктор Зинчук записал сразу несколько гитар, которые играют все время, одновременно и разную музыку. А как это сыграть на концерте? Я просто матом ругался во время этой песни! Венгеров укатывался со смеху. Потому что одна гитара должна играть тара-ра-ра-та-ра-рам, а другая ту-дюм-ту-тюм, третья – трем-трем-трем. И все это – акустики. Ненавижу. Образ песни – да! Тут вопросов нет! Но если ее рассматривать изнутри коллектива, она у меня просто … Я просто злой на нее!
фрагмент сольного концерта в Витебске 1994 год Алла Пугачева и Александр Левшин, песня "Чао"
- Как можно 30 лет проработать с Пугачевой? - Я недавно только смог сформулировать ответ на этот вопрос. Я сначала, честно говоря, думал, что я – идиот. Потому что 30 лет не заниматься собственной жизнью, собственной карьерой, собственными делами, а жить только жизнью Аллы... Я же не подхожу на роль фаната. Я – романтический идеалист, который в тот момент, когда увидел Пугачеву, видимо, был готов принять что-то в душу. Я недосформулированный сектант что ли. Я совершенно независимый человек, я никому не подчиняюсь, рабом быть не мог. Я не раб. Я люблю Аллу Пугачеву всю жизнь, но я к любви этой отношусь нестандартно. Я считаю, что главное, что я люблю, а не меня любят. То что она меня любит или не любит – это ее история. Главное, что я ее люблю. А я могу любить ее близко, могу любить на расстоянии, могу любить на сцене, могу любить мысленно. Для меня любовь - это мой собственный смысл моей собственной жизни. И моя любовь к Алле Пугачевой абсолютно бескорыстная. И для кормления этой любви мне совершенно неважно насколько большое или маленькое расстояние между нами.
Я поступил в ГИТИС, ее помощью. Закончил режиссерский факультет, стал ставить программы, начал писать музыку. Я стал заниматься литературой, драматургией, историей театра. Я хотел быть мыслящим человеком, независимым, но ничего уже не изменишь, история не терпит сослагательного наклонения. Я совершенно отчетливо понимаю, что я эту женщину вобрал в сердце. Это у меня такая вечная история. И совершенно неважно будем мы созваниваться каждый день или никогда. Я просто люблю ее, вот и все.
- Часто ссорились? - Да, часто. Мы сначала очень дружили, а потом нас развели в разные стороны, потом она меня прессовала, потом всякие другие вещи происходили. Она ко мне то хорошо, то плохо, то с подозрением, то еще как-то, но я единственный в мире человек, который проработал рядом с Аллой Пугачевой 30 лет. Больше никто! Вот так получилось. Она – овен, я – стрелец. Я ни на что не рассчитывал, я ни на что не надеялся. Я просто старался, при всей своей непокорности и независимости, ей служить по делу всеми моими сенсорами, датчиками, батарейками.
статья газеты "Московский Комсомолец" от 25 сентября 1986 года
Продолжение беседы - в следующем выпуске рубрики "Встречи в пути"
Беседовал Ермолаев Алексей Фото: Ермолаев Алексей, из личного архива Александра Левшина